Роль и место Интернет в туристическом бизнесе
Вверх ] Информационные технологии в туризме ]

 

Разработка: зав.кафедрой информатики Российской Международной Академии Туризма, к.п.н. Медников А.В. mednikov@zelmail. mednikov@lycos.ru

Партнеры: http://www.rmat.ru http://www.iape.ru http://www.leopold.h1.ru

В странах Западной Европы и США туристические услуги занимают первое место по объему продаж в Интернет. Служба Nielsen//NetRatings и компания HarrisInteractive объявили, что объем рынка онлайнового туризма достиг отметки в 1.2 млрд. долл. в январе 2001, что составило почти треть всех онлайновых сделок, общий объем которых достиг 3.8 млрд. долл.

Такие результаты означают, что за 2001 год обороты отрасли выросли на 29% с 946 млн. долл., потраченных на онлайновый туризм в августе 2000 года. А за период с января 2000 по январь 2001 года посещаемость пяти крупнейших туристических Web-сайтов увеличились на 42%, достигнув 22 млн. визитов.

Интересным фактом является то, что с декабря 2000 по январь 2001 обороты онлайнового туризма выросли на 17%, в то время как остальные секторы Интернет - экономики испытывали спад. Летом 2001 года открытие крупнейшего туристического портала Америки www.orbitz.com даже стало предметом специального заседания Антимонопольного Комитета в Конгрессе США.

Еще одной особенностью рынка онлайнового туризма стал тот факт, что 681 млн. долл. было потрачено онлайновыми туристами в оффлайновом режиме. Эти продажи были инициированы онлайновой деятельностью, но осуществлены по телефону или при личном визите покупателя.

Таким образом, онлайновый туризм становится одним из самых эффективных вертикальных рынков, где 64% сделок совершаются через Интернет, в то время как в остальных отраслях этот показатель составляет от 30% до 40%. По мнению аналитиков, онлайновые туристические Web - сайты должны оцениваться не только по сделкам, которые через них совершаются. Дело в том, что многие люди используют эти ресурсы для сравнения цен, а билеты покупают у конкретного туристического агента.

И в России Интернет уже перестал быть "диковинной вещью в себе" - каждая уважающая себя фирма обзавелась выходом в Сеть, почтовым ящиком, у многих есть свои странички в сети. Сейчас по данным крупнейшей базы по турфирмам сервера " 100 Дорог" www.tours.ru сайты в России имеют более 900 туркомпаний. Общая сумма затрат на создание этих страниц в сети колеблется в районе 120-170-гыс. долларов. Некоторые дальновидные руководители начали рассматривать Интернет как средство привлечения клиентов уже давно. Если в 97-98 г. этих энтузиастов были единицы, в сезоне 1999г. рекламировались в сети 3-4 десятка компаний, то в 2000 году количество рекламодателей на основных туристических порталах перевалило за две сотни. По оценкам экспертов, в летнем сезоне -2001 на рекламу в Интернет российские туристические агентства суммарно тратили, примерно, 30-50 тысяч долларов ежемесячно (это без учета расходов на создание и поддержание собственных сайтов). По сравнению с общим объемом туристической рекламы эта цифра пока невелика, но уже сейчас традиционные «оффлайновые» СМИ испытывают значительное конкурентное давление со стороны туристических порталов.

Активно развиваются корпоративные системы бронирования через Интернет. Ведущие российские туроператоры лидеры рынка, такие как «Натали-тур», «Тез-тур», «Интурист» и другие, уже не первый год используют, так называемые, Bisines-to-busines (В2В) системы взаимодействия туроператор - турагент. Без Интернет невозможно представить функционирование крупных агентских сетей, таких как «Сеть Магазинов Горящих Путевок», «GreenEx», «Куда.Ру»

Активно продвигаются в Интернет и глобальные системы бронирования туристических услуг. Пракгически все основные GDS – Amadeus, Galileo, Worldspan и другие предоставляют Интернет-интерфейс к своим базам данных.

Таким образом, без Интернет невозможно представить деятельность современной туристической фирмы, Интернет используется практически во всех основных бизнес-процессах внутри туристической компании, начиная от поиска и привлечения клиентов, в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента и заканчивая формированием турпродукта.

Хостинг от uCoz