Туристический сектор Интернет в России
Вверх ] Информационные технологии в туризме ]

 

Разработка: зав.кафедрой информатики Российской Международной Академии Туризма, к.п.н. Медников А.В. mednikov@zelmail. mednikov@lycos.ru

Партнеры: http://www.rmat.ru http://www.iape.ru http://www.leopold.h1.ru

3.1 Состав Интернет - аудитории

В отношении Интернет ходит несколько распространенных легенд, которые на практике не подтверждаются серьезными социологическими исследованиями. Почему-то считается, что Интернет заполнен студентами, маньяками и хакерами, которые пишут вирусы, грабят банки и смотрят порно-сайты. Это неправда. Согласно данным службы Гэллопа, исследованиям КОМКОН-2 и службы Мониторинг.Ру большинство российских пользователей сети - это работающие люди, сотрудники фирм, имеющие доступ к сети на работе. Этот факт подтверждается повременным анализом посещаемости сети: меньше всего в Интернет заходят в выходные и праздничные дни и ночью, а чаще всего в рабочие дни с 14 до 17 часов. Средний пользователь сети принадлежит к классическому "среднему классу".

Компания SpyLog, представившая в феврале 2002 г. свое исследование «Российский Интернет сегодня. Год 2002.» так характеризует рунет - аудиторию: «Главный вывод, который можно сделать на основе социологических исследований Интернет - аудитории состоит в том, что на данный момент значимость Интернет в России как социального явления и как маркетингового инструмента определяется не столько широким распространением Интернет, сколько качеством привлеченной аудитории: сетью пользуются самые обеспеченные, образованные и активные граждане».

Первое, что отличает Интернет - аудиторию - молодость большинства пользователей. По данным различных замеров, от 65% до 80% пользователей Интернет в России моложе 35 лет, 50-60% из них имеет высшее образование. В то же время россияне пенсионного и предпенсионного возраста составляют максимум 15% Интернет - аудитории.

Стоит отметить, что в российской Интернет - аудитории крен в сторону молодежи и лиц с высшим образованием сильнее, чем в странах Западной Европы (где, по данным MASMI, 55% пользователей моложе 35 лет и 48% всех пользователей имеет высшее образование).

За счет более низкого уровня проникновения доступ в Интернет в России по-прежнему сконцентрирован в верхних социальных слоях, в то время как в некоторых европейских странах и США Интернет широко распространен практически во всех слоях общества.

Молодость и образованность Интернет - аудитории в сочетании с безусловно существующим неформальным имущественным цензом для доступа в Интернет приводят к преобладанию относительно обеспеченных пользователей в Интернет - аудитории. 67% пользователей Subscribe.ru (ведущего российского сайта тематических рассылок) оценило свой уровень доходов как средний, и 12% - как высокий или выше среднего. По данным ФОМ на конец 2000 г., у 3 5% пользователей месячный доход на члена семьи превышал 2000 рублей. Еще выше оценки MASMI - более 40% опрошенных, ответивших на вопрос о доходах, заявило о совокупном доходе семьи более 500 евро (примерно 13 000 рублей). Для сравнения - в целом по России о подобном уровне доходов заявило только 4% респондентов.

Стоит также добавить, что по данным разных опросов, 45-50% Интернет - аудитории составляют руководители и специалисты. Более 60% пользователей - мужчины, при этом в наиболее активной части аудитории, в ее ядре, доля мужчин вырастает до 75-85%.

В целом же данные о социальном составе Интернет - аудитории позволяют говорить о ее высоком "качестве", притом подобную оценку можно дать с самых разных точек зрения.

Во-первых, молодые, образованные и обеспеченные пользователи Интернет являются особенно привлекательной аудиторией для рекламных кампаний. Во-вторых, совокупное политическое, экономическое и культурное влияние пользователей Интернет, безусловно, в разы превышает их долю в населении страны. В-третьих, динамичность и "незашоренность" Интернет - аудитории позволяет успешно предлагать и продвигать в Сети идеи и убеждения, которые явно не нашли бы поддержки у большинства обывателей.

Если рассматривать регионального пользователя Интернет, то там наблюдается еще больший разрыв в благосостоянии и потребительских качествах "интернетчиков" и обычных граждан.

Подавляющее большинство пользователей Сети живут в больших индустриальных городах. Например, на Москву приходится примерно 40%, на Санкт-Петербург 12%, на Екатеринбург и Новосибирск по 1,5% всех имеющих доступ к Интернет. По доле количества пользователей Интернет на душу населения в России лидируют Москва (13% всех москвичей пользуется Сетью), С-Петербург (10%), Новосибирская, Томская области, Ханты-Мансийский автономный округ (свыше 5%). Вообще, по темпам "интернетизации" Западная Сибирь и другие нефтедобывающие регионы далеко обходят центральные районы России.

Общее количество пользователей Интернет в России, по разным данным, составляет от 7 млн. до 17 млн. человек. Здесь следует различать людей, которые хотя бы один раз в жизни пользовались Сетью и, так называемую, активную недельную аудиторию, т.е. тех, кто проводит в сети более 3 -5 часов в неделю. По данным счетчика-анализатора SpyLog, который установлен на 70000 российских веб-сайтах, еженедельно Интернетом пользуется около 5,8 млн. человек.

Таким образом, аудитория Интернет самая предпочтительная для продвижения товаров и услуг. Влияние Интернет невозможно не учитывать при составлении маркетинговых и бизнес-планов туристических компаний, будь то небольшое турагентство, крупный туроператор или агентская сеть.

Хостинг от uCoz